В 2012 году Выксунский ежегодный Фестиваль новой культуры “Арт-Овраг” вновь объединил художников, архитекторов, музыкантов, танцовщиков и перформеров, превратив город проведения фестиваля в уникальную открытую арт-площадку. Выступая в качестве катализатора творческой энергии, фестиваль ставит своей миссией формирование нового отношения к привычным вещам посредством преображения окружающего городского пространства, совмещения различных форм искусства и создания питательной информационной среды, вдохновляющей каждого человека на преодоление барьеров на пути к творчеству. Кураторы нового public-art проекта делают акцент на преображении городского пространства путем создания разноплановых арт-объектов на фоне уникальной архитектуры города.
Являясь историческим центром, на территории которого творил один из ведущих архитекторов эпохи русского авангарда Владимир Шухов, город Выкса представляет собой мощный полигон для творчества. Водонапорная башня, построенная им для Выксунского Металлургического Завода (ВМЗ), впервые открыла миру способы проектирования зданий, развитые впоследствии в работах всемирно известных архитекторов, таких как Бакминстер Фуллер, Норман Фостер, Кен Шаттлворт, Михаэль Хопкинс. Символом нового фестиваля стала Шуховская башня, сосредоточившая вокруг себя известных и начинающих архитекторов, представляющих свои эскизы и макеты для реализации темы “Башня” как арт-объекта в городском пространстве.
Помимо архитектурных проектов, на фестивале были представлены работы художников совершенно разных жанров и направлений искусства, а также серия интерактивных мастер-классов и арт-лабораторий известных архитекторов, художников, видео-артистов и исследователей культуры.
Наряду с экспериментальными архитектурными объектами в публичном пространстве, городскими инсталляциями и современной скульптурой, а также современным видео-артом и видео-мэппингом, на фестивале были представлены работы стрит-арт художников, музыкантов и танцовщиков. Одной из инноваций на фестивале стал отдельный блок, посвященный уличной моде.
Данный фестиваль был задуман кураторами как площадка творческого слияния двух художественных процессов – эпохи русского авангарда начала ХХ века и современного актуального искусства начала XXI века. Опираясь на тезисы Декрета No 1 «О демократизации искусств», опубликованного в “Газете футуристов” от 15 марта 1918 года В. Маяковским, Д. Бурлюком и А. Каменским, организаторы фестиваля видят одной из главных целей проекта создание культурного диалога двух эпох, так сильно перекликающихся между собой.
Декрет No 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)»: Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:
1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах,библиотеках, театрах.
2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.
3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего. Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.
Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду. Пусть улицы будут праздником искусства для всех.
— Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, А.Каменский («Газета футуристов». — М., 15 марта, 1918)
Лозунг футуристов “Пусть улицы будут праздником искусства для всех” отчетливо пересекается с лозунгом фестиваля – «Сделай Арт на свой Стрит!». Фестиваль новой культуры “Арт-Овраг 2012” объединяет молодых архитекторов, музыкантов и художников стрит-арта с ключевыми фигурами авангарда – В. Шуховым, В. Маяковским и другими. Слияние двух колоссальных творческих энергий нашло себя в новой уличной поэзии и смелых творениях молодых архитекторов, черпающих вдохновение в работах великих мастеров конструктивизма.